Это уникальный объект, обеспечивающий не только высокую производительность до 8 млн тонн в год и полную прослеживаемость (правило «трех пробирок»), раздельное хранение и перевалку, но главное — высочайший уровень биобезопасности, полностью соответствующий требованиям КНР. «Комплексная система безопасности» на основе систем машинного зрения и обучения, интегрированная во все весовые и информационные системы терминала, а также внешние системы, к которым будет иметь онлайн доступ Федеральная таможенная служба России и Пограничная служба ФСБ России, обеспечивает полную прозрачность, безопасность, упрощение и ускорение процедур государственного контроля.
Терминал содержит два ЖД-парка (широко- и узкоколейный) с системой Диспетчеризации, общая длина собственных ЖД путей — более 20 км. В состав Терминала также входит ЖД-депо на 6 внутриплощадочных робо-локомотивов. Терминал благодаря «сквозной технологии присоединения» дает возможность принимать полные составы по обеим колеям (71 условный российский вагон в 82 условных китайских). Это самая современная и грамотная ЖД инфраструктура, которая минимизирует нагрузку на станционную инфраструктуру РЖД и время ее занятия.
Важно отметить, что Забайкальский зерновой терминал, это самый короткий и выгодный маршрут экспорта в КНР:
— Минимальное расстояние и время в пути «поле — элеватор — терминал — грузополучатель в КНР» (2 недели, вместо 3 месяцев при морской доставке).
— Исключена вторая перевалка.
— Отсутствует длинное сухопутное транспортное плечо до морских терминалов, и нет морского плеча.
В цифрах — это огромная экономия времени и денег для производителей, экспортеров и покупателей зерна.
Запуск терминала снимает инфраструктурные ограничения по доступу отечественных (в первую очередь — дальневосточных и сибирских) производителей и экспортеров на крупнейший в мире рынок Китая, а также простимулирует рост производства в данных регионах.
Карен Александрович Овсепян — генеральный директор «Забайкальского Зернового Терминала»:
«В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина Забайкальский Зерновой Терминал построен. Это первый в мире специализированный железнодорожный терминал и самый крупный объект зерновой логистики в России мощностью перевалки 8 млн тонн в год.
Терминал является ключевым элементом программы «Новый Сухопутный Зерновой Коридор», экосистемы контрактного производства зерна с общим размером инвестиций более 300 млрд руб.
Регионы от Урала до Дальнего Востока в среднесрочной перспективе в состоянии производить в 2 раза больше зерна или 60 млн тонн в год, что подтверждается самым масштабным со времен СССР исследованием.
Все это укрепит продовольственную безопасность России и удвоит потенциал поставок зерна в дружественные страны Большой Евразии, а также увеличит роль России на данных рынках».
Забайкальский зерновой терминал — важный инвестиционный проект международного значения, который обеспечивает самый выгодный и короткий путь для зерна с Урала, Сибири и Дальнего Востока в Китай.
Сергей Николаевич Пушкин - генеральный директор ООО «Новый Сухопутный Зерновой Коридор»:
«Суть Проекта «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» состоит в реализации гигантского потенциала Урала, Сибири и Дальнего Востока в наращивании производства сельскохозяйственной продукции. Наши прогнозы, которые подтверждаются ведущими российскими отраслевыми экспертами, показывают возможность за счет вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиорации в долгосрочной перспективе нарастить с/х производство в России за Уралом в среднесрочной перспективе с сегодняшних 27 млн тонн в год до 60 млн тонн, а в долгосрочной и до 90 млн т в год, что позволит Российской Федерации стать ведущим игроком на продовольственном рынке в азиатском регионе. По сути, сформируется новый Восточный экспортный коридор для российского зерна».
Наращиванию производства зерна на территории Сибири и Дальнего Востока в настоящий момент способствует внедрение международно-признанного механизма «контрактного производства» зерновых. В его основе — заключение долгосрочных договоров на производство с авансированием до 50% от годовой стоимости производства с формульным определением цен и гарантированным спросом. Фактически речь идет о долгосрочном и плановом ведении производственной деятельности, которая только на первом этапе увеличивает объемы производства на 10 млн тонн в год. В ближайшие 12 лет инвестиции в производителей составят более 270 млрд руб. В развитие инфраструктуры зерновой логистики и хранения урожаев (подработка, хранение, переработка)- более 50 млрд руб.
Справочно
Забайкальский Зерновой Терминал входит в Группу компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор», которая осуществляет реализацию одноименной, поддержанной Президентом Российской Федерации масштабной Программы. Данная Программа через успешно реализованный и тиражируемый механизм «контрактного производства» с авансированием производства и полным технологическим сопровождением, с применением природосберегающих технологий и только научно обоснованных методов работы позволит увеличить производство зерна на географии Урала, Сибири и Дальнего Востока с сегодняшних 27 млн тонн в год, до 60 млн тонн в год и более. Кроме того данная инициатива позволит инвестировать в развитие инфраструктуры хранения и переработки зерна.
Оператором и организатором «контрактного производства», элеваторной инфраструктуры и держателем экспортных контрактов является Производственно-экспортная компания «ЭПТ», также входящая в ГК «Новый Сухопутный Зерновой Коридор».