Проект «Новый сухопутный зерновой коридор», стартовавший в 2016 году по предложению президента России Владимира Путина и при поддержке руководства Китая, направлен на создание первого в мире специализированного железнодорожного зернового терминала. Этот проект — основа китайско-российского зернового коридора, направленного на укрепление продовольственной безопасности обеих стран, содействие торгово-экономическому сотрудничеству, в настоящее время превратился в крупномасштабную программу и практическую реализацию взаимовыгодного сотрудничества.
Название проекта – «Новый сухопутный зерновой коридор» – появилось в 2012 году в Китае на презентации идеи проекта в Госкомитете по развитию и реформам КНР.
«Сухопутный зерновой коридор» сегодня — это производство зерна по модели «контрактного производства» на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Его площадь составляет более 32 000 000 гектаров, а производственный потенциал — до 30 млн. тонн в год к 2025 году, до 60 млн. тонн к 2030 году, и до 90 млн. тонн к 2035 году, из которых более 70 млн. тонн будет поставляться в дружественные страны. В этих условиях ожидается, что суммарные возможности России по поставкам зерновых в дружественные страны достигнут 120 млн. тонн в год.
Механизм «контрактного производства» основан на долгосрочных контрактах с фермерами, в рамках которых производится только необходимая рынку продукция. Контракты заключаются с учетом научного-обоснованного и бережного отношения к окружающей среде. Проводится авансирование в размере 50% годовой стоимости поставок, а ценообразование осуществляется по справедливой формуле. Также осуществляется полная агрономическая поддержка фермера, в том числе с использованием информационных технологий, систем дистанционного зондирования и цифровой платформы «Помощник-агронома».
Помимо этого, «Сухопутный зерновой коридор» – это строящаяся вдоль основных железнодорожных магистралей инфраструктура узловых элеваторов для накопления зерна и равномерных круглогодичных поставок. Трансграничные зерновые и мультимодальные терминалы создают полноценные логистические узлы для погрузки и поставки зерна в одном направлении, а также доставки различных товаров из Китая в обратном направлении.
Это создает экономически уникальную логистику «Зерно+» за счет уменьшения до «0» порожнего пробега железнодорожного транспорта, составы идут гружеными в обоих направлениях. Только на российско-китайской границе по этой модели будут работать два объекта: Забайкальский зерновой терминал мощностью до 8 млн. тонн в год и более 6 млн. тонн возвратных грузов в год и терминал в районе мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян, спроектированный совместно с китайской государственной корпорацией «China Chengtong». Подобные узлы планируется разместить на границе с Ираном и Республикой Туркменистан, а также в других регионах.
Для работы логистической модели «Зерно +» потребовалась российско-китайская разработка и производство нового типа подвижного состава — специальных контейнеров-зерновозов. Они заложили основу «Сухопутного зернового флота» России и Китая, способного перевозить на первом этапе до 600 тыс. тонн единовременно (или 8 млн. тонн зерна и около 6 млн. тонн грузов в год), на втором — до 3 млн. тонн (или 39 млн. тонн зерна и около 29 млн. тонн грузов в год). Это позволит почти вдвое увеличить эффективный товарооборот через границу и провоз по Транссибирской магистрали за счет исключения порожнего пробега в одном из направлений.
Следующий шаг развития программы Сухопутного зернового коридора – подписание Межправительственного соглашения между Россией и Китаем, чтобы обозначить юридическую поддержку двумя странами. Сегодня эта работа уже идет полным ходом.
Совместно с китайскими партнерами сформирована логистика по Китаю и обеспечение обратными грузами. Пакет долгосрочных (до 2035 года) контрактов на производство дополнительных объемов зерна и поставок уже составляет почти 150 млн. тонн.
Поскольку проблема продовольственной безопасности касается не только России и Китая, но и практически всех соседних с Россией стран, Россия планирует расширение успешного сотрудничества в рамках программы «Сухопутных зерновых коридоров» с двустороннего российско-китайского формата на многосторонний.
Другой крупный и не менее важный проект — «Доступная питьевая вода для населения стран БРИКС» — перешел из стадии проектирования в стадию строительства. Данный проект, реализуемый совместно российскими и китайскими компаниями, направлен на строительство высокоэффективных водозаборных комплексов и обеспечение качественной и доступной продукцией Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточена половина возобновляемых подземных источников пресной воды России (около 500 000 000 м3 в сутки из почти 1 000 000 000 м3 в сутки), не имеющих аналогов, высокоэффективных (96 тыс. бутылей в час) заводов по добыче воды, ее подготовке, розливу, управлению логистикой и поставке качественной, но доступной по цене (за счет уникальной логистики и высокопроизводительных технологий) продукции.
По данным ООН, из-за загрязнения окружающей среды и изменения климата к 2035 году половина населения Земли столкнется с нехваткой питьевой воды, причем 36 стран уже испытывают ее дефицит. Также, по данным ООН, к 2035 году население стран БРИКС достигнет: без расширения — 3,4 млрд. человек, с расширением — 5,09 млрд. человек, или 57% населения планеты.
Практический опыт, полученный в ходе реализации программы «Новый сухопутный зерновой коридор», а именно расчет и формирование «продовольственного сырьевого баланса» по ключевой продовольственно-сырьевой номенклатуре, является уникальным и может служить основой для тиражирования.
Идея создания «Пояса продовольственной безопасности» даст возможность объединить многие страны. Конкуренция между странами необходима в интересах прогресса, но она не должна распространяться на конкуренцию за доступ к жизненно важным ресурсам и технологиям, таким как пища, вода или лекарства.
Многополярный мир, формирующийся в условиях изменения климата, глобальных экономических и геополитических катаклизмов, нуждается в деле, объединяющем страны и народы, и в положительном примере сотрудничества, которым может стать создание «Пояса продовольственной безопасности»!
Источник: chinadaily.com.cn